Главная » Статьи » Мои статьи |
Три храма
Когда въезжаешь в село Крым Мясниковского района, сразу замечаешь на высоком холме величественный Пантеон Славы, хранящий имена и фотографии 365 невернувшихся с полей сражений крымчан. Поднимаешься выше по трассе, и виднеется неповторимой красоты армянская церковь «Аменапркич» («Всеспасающая») и двухэтажный Дом культуры, в одной из комнат которого расположен первый в области колхозный музей, получивший звание народного. Ко всем трем «храмам»: храму веры, храму истории и храму памяти имеет отношение человек, о котором наш рассказ. Гайк Андирасович Поповян – краевед, фронтовик, учитель родился 20 сентября 1923 года в крестьянской семье. Его отец – Андирас Арутюнович – потомственный земледелец, а мать Вартуги Хачересовна – двоюродная сестра видного общественного и политического деятеля Саркиса Лукашина. С детства Гайк Андирасович впитывал атмосферу глубокой интеллигентности, уважения к истории и культуре своего народа. Не удивительно поэтому, что, закончив 7 классов сельской школы, он поступает учиться в Ростовский армянский педтехникум по специальности «история». Еще в годы учебы он интересуется жизнью своих знаменитых земляков, мечтает собрать материалы по истории донских армян, но началась война. С февраля 1942 года Г.А. Поповян сражается в составе 339 Ростовской стрелковой дивизии. Как реликвию хранит он ту самую записную книжку, которая спасла ему жизнь. Книжку, пробитую пулей. В ней он описывал трудные эпизоды войны, хранил имена погибших товарищей. Шла война, и новые записи уже рассказывали о победах и сражениях прославленного 5 Донского казачьего кавалерийского корпуса. Гайк Андирасович пишет, как он и его товарищи освобождали российские города, Украину, Молдавию, Румынию, Венгрию и как, наконец, в Австрии встретили победу. Он мало пишет о себе, о ярким свидетельством его солдатской доблести были его награды, которых немало было на его груди. Но пуще наград хранил Гайк Андирасович память о погибших товарищах. Много лет спустя в одной из своих статей он пишет: «Сегодня перед глазами встают родные лица, которых хоть и нет давно, но из 36-летней давности так смотрят, что душу переворачивают». И вот, когда в Крымской средней школе начался сбор сведений о погибших односельчанах, Гайк Андирасович активно включился в работу, а затем и возглавил координационный совет. Данные и фотографии, собранные в ходе поиска, были помещены в Пантеон Славы, воздвигнутый колхозом им. Лукашина. Открытие монумента состоялось 9 мая 1970 года. Нескончаем был людской поток к храму доблести крымчан. Сколько людей, сколько делегаций за это время посетило Пантеон, сегодня невозможно и пересчитать, одних только отзывов пишется уже пятая книга… В областной Книге памяти есть такие строки о крымском монументе: «Первый такого рода мемориал на Дону – с полным перечнем павших за Родину односельчан – как бы предвосхитил «Книгу памяти». И действительно, вскоре в районе, а затем и в области появляются Книги памяти, а также «Они вернулись с победой», в составлении которых самое активное участие принимает и Г.А. Поповян. Пантеон был воздвигнут, но Гайк Андирасович продолжал поисковую работу, собирал сведения об истории края. Так, сначала в школе, а затем в Доме культуры был открыт в 1980 году первый в районе краеведческий музей. Сотни документов, фактов, фотографий «добыл» в своей работе Гайк Андирасович. Многие экспонаты музея уникальны и имеют большую историческую ценность. Поставив работу на научную основу, Г.А. Поповян добился не только огромного интереса посетителей (музей и Пантеон стали объектом посещения Ростовского областного бюро путешествий и экскурсий), но и признания среди профессионалов. Он неоднократно был награжден дипломами областного и Всероссийского смотров-конкурсов музеев, опыт работы крымского музея обсуждался на областном семинаре Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. А в 1987 году Приказом Министерства культуры РСФСР музею села Крым и колхоза имени Лукашина было присвоено звание народного. Вскоре музей стал и своеобразным методическим центром, Гайк Андирасович помогал в организации музеев в Егорлыкском и Семикаракорском районе, в составлении экспозиции Мясниковского районного историко-этнографического музея. За советом и консультацией к знатоку-краеведу приезжали студенты и ученые, школьники и профессора. Именно благодаря его содействию в Музее этнографии народов России появились первые экспонаты, относящиеся к этнической группе донских армян. Он же пишет текст буклета, посвященного 210-летию переселения армян на Дон. Как председатель секции Крымской организации охраны памятников истории и культуры Гайк Андирасович Поповян не раз поднимал вопрос не только о строительстве и благоустройстве воинских памятников, но и о восстановлении уникального памятника армянской архитектуры конца 19 века, церкви «Аменапркич» («Всеспасающая»). И когда постановлением правления колхоза имени Лукашина было решено реставрировать церковь под музей, он все 14 лет (с 1982 по 1996 гг.) помогал ученым, проектировщикам и даже строителям. Но едва работы были завершены, церковный совет (в его составе был и Г.А. Поповян) решил организовать приход, и в Армению были направлены документы о необходимости организации действующей церкви в селе. И вот 21 сентября 1996 года еще один храм открыл свои двери. Но это был уже храм веры. Одна дорога в селе ведет к Пантеону, церкви, музею и, идя по ней, нельзя не вспомнить тех, благодаря которым они сегодня открыты, в том числе и Гайка Андирасовича Поповяна – учителя, фронтовика, краеведа. А.Л. Поповян
(Донской временник, 2008 год)
| |
Категория: Мои статьи | Добавил: apopovyan (12.05.2016) | |
Просмотров: 1590 |
Всего комментариев: 0 | |